Менеджмент – это разработка, создание, максимально эффективное использование и контроль социально-экономических систем.

 

Система – совокупность взаимосвязанных элементов. Целое, составленное из частей. Множество элементов, находящихся в отношения и в связях друг с другом.

 

Банковский менеджмент – это управление отношениями, касающихся формирования и использования денежных ресурсов. Т.е. увязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом в рамках одной системы.

Заинтересованные лица в успехе Банка:

  1. Акционеры;
  2. Сотрудники;
  3. Правление;
  4. Клиенты банка;
  5. Внешние пользователи.

 

План менеджера (универсальный):

  1. цель;
  2. движение;
  3. контроль движения;
  4. корректируем движение.

В итоге: PDCA (plan-do-control). Алгоритм Деминга.

 

Банковский менеджмент это:

  • финансовый менеджмент;
    • управление активами и пассивами;
    • управление ликвидностью;
    • управление собственным капиталом;
    • управление заемным капиталом;
    • управление рисками;
  • управление персоналом;
    • определение потребности в персонале;
    • подбор и расстановка;
    • организация и подготовка к обучении персонала;
    • мотивация персонала, в т.ч. организация оплаты труда.

 

Поскольку Банк состоит из нескольких подразделений со своими специфическими бизнес-процессами, то каждое такое подразделение представляет собой подсистему с той же системой управления.

Бизнес -направление — это стратегическое направление деятельности банка, которое выделено в соответствии типами клиентов, продуктов или рынков и приносит прибыль.

Бизнес-направления банка далее детализируются на продукты и услуги, что в результате дает модель продуктов и услуг банка. В основе дерева бизнес-направлений (продуктов и услуг) затем строится дерево основных бизнес-процессов банка.

 

Процессы в Банке:

 

  • основные ;
    • привлечение средств в депозиты и на текущие расчетные счета
    • кредитование физ. и юр. лиц;
    • проведение платежей и переводов;

 

  • вспомогательные;
    • материально-техническое обеспечение;
    • безопасность процессов;
    • процесс автоматизации;

 

  • управленческие;
    • стратегическое управление;
    • финансовое управление;
    • управление персоналом;
    • маркетинг;
    • управление качеством.

 

Задача банковского менеджмента заключается в организации всех этих процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала в каждой банковской подсистеме.

Основная задача менеджмента – получить синергетический эффект от произведенных усилий коллектива.

 

Принципы банковского менеджмента:

  • учет макроэкономических факторов и конъюнктуры финансового рынка;
  • учет нормативов ЦБ;
  • ориентация деятельности на удовлетворение спроса на услуги;
  • оптимизация доходности и рисков банковских операций;
  • сочетание принципов централизации и децентрализации управления.

 

Теоретические основы банковского менеджмента.

Учение о банках и банковской деятельности. Теория ликвидности и надежности коммерческого банка.

 

Экономические цели банковского менеджмента:

  1. обеспечение жизнеспособности банка;
  2. повышение стоимости банка;
  3. обеспечение его ликвидности (кредитоспособности, возможности в любой момент рассчитаться по обязательствам);
  4. приемлемый риск.

 

Перед БМ стоят задачи по созданию механизмов, обеспечивающих:

  • повышение стоимости банка;
  • его ликвидности;
  • защите от внешних и внутренних рисков;
  • создании эффективной системы управления персоналом (!);
  • повышение жизнеспособности банка.

 

Финансовый менеджмент (ФМ), как и менеджмент вообще, включает в себя этапы:

  1. планирование;
  2. действия;
  3. контроль;
  4. корректировка.

Этот цикл совершается в среде внешнего и внутреннего регулирования.

 

Правовая основа БМ:

  • законодательные акты, регулирующие деятельность банка (ФЗ «О банках…», «О НПС»);
  • нормативы ЦБ, определяющие состав и содержание пруденциальных норм и требований (по надзору и регулированию);
  • внутрибанковские методики, положения, инструкции.

 

Влияние внешних и внутренних факторов

Внешние факторы:

  • изменение конъюнктуры банковских услуг; снижение деловой активности; осложнение на денежных рынках;
  • развитие инновации и новых банковских продуктов;
  • потеря банком конкурентоспособности;
  • технологические изменения в области IT, ПО и коммуникаций;
  • недовольства и жалобы клиентов, уход из банка.

Внутренние факторы:

  • быстрое развитие банка;
  • расширение круга задач;
  • перегруз банковского персонала;
  • слабое управление руководства;
  • несовершенная процедура принятия решений;
  • низкий профессиональный уровень и текучесть кадров;
  • наличие частых форс-мажоров;
  • потребность во владении новыми рынками сбыта.

 

Бизнес-план – подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка.

Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, определение количества, качества, механизма распределения ресурсов, имеющихся в распоряжении.

По ходу исполнения производится уточнение стратегий маркетинга, управления рисками и персоналом.

Финансовое планирование необходимо для определения бюджета, нужного для выполнения стратегической задачи.

Роль финансового плана:

  • позволяет оценить достаточность ресурсов;
  • представляет собой ориентир для оценки результата;
  • позволяет оценить альтернативность проектов.

Задача планирования – нахождение оптимальной структуры активных и пассивных операций.

Основа составления финансового плана – прогноз по прибыли на основе оценки операционных доходов и расходов.

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о